Христос — наш учитель! Мы
призваны уподобляться Иисусу с каждым днём всё более и более, беря с Него
пример, и во всём поступая, как Он, утверждая вечные ценности Иисуса Христа и в
обыденной жизни и служении (2Кор. 3:18).
С чего Иисус начал своё служение?
Учитель, который имеет видение, задаёт тон, вдохновляет и ведёт за собой, показывает самый праведный и прямой путь в Царство Небесное, начинает его не с чего-либо, а с сорокадневного поста.
Учитель, который имеет видение, задаёт тон, вдохновляет и ведёт за собой, показывает самый праведный и прямой путь в Царство Небесное, начинает его не с чего-либо, а с сорокадневного поста.
Наступило время, когда Христос
приступает к активному служению для выполнения завершения своей земной жизни, и
порученной миссии. Он крестится от Иоанна в Иордане (Мф. 3:13; Мк. 1:9-11; Лк.
3:21-22) и уходит в пустыню, где сорок дней постится (Мф. 4:1-2; Мк. 1:12-13;
Лк. 4:1-13). В конце поста Иисус испытывает сильнейшие искушения от диавола
(«напоследок взалкал» — Мф. 4:2), и утверждает словом Божьим, отвергая все
предложения диавола, победу духа над плотью. Только после этого Иисус начинает
проповедовать Евангелие и учить в синагогах (Мф. 4:17; Мк. 1:14; Лк. 4:15).
Чуть позже при разговоре с женщиной самарянкой у колодца Он, на просьбу
учеников поесть, говорит, что «у Меня есть пища, которой вы не знаете», и
раскрывает им тайну: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить
дело Его» (Ин. 4:32,34).
Именно победа духа над плотью
открыла для Иисуса доступ к неиссякаемому источнику духовной пищи, что
позволило ясно понимать в каждом Своём шаге волю Божью и давало силы для её
исполнения. Смиряя и порабощая свою плоть, мы освобождаемся от её бремени, и
становимся свободными и способными слышать Бога, и быть готовыми исполнять Его
волю.
В Нагорной проповеди Иисус
утверждает не показной пост для людей, а пост для Господа, в смирении пред
Богом и в радости предвкушения встречи с Ним. Искренность, скромность и
простота в посте нужны для близкого общения с Богом, поэтому Иисус учит:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на
себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что
они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и
умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом
твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.
6:16-18).
Христос назвал пост, как
обязательное условие победы над некоторыми особо сильными бесами («сей же род
изгоняется только молитвою и постом» — Мф. 17:21).
Ученики Иоанна Крестителя и
фарисеи, никак не могли понять, почему ученики Христа не постились. Отношение
Иисуса к посту, Его учение о посте было ясным и доступным. Иисус сам постился,
учил этому других, но Его ученики по какой-то причине не постились. Это
вызывало в умах людей множество противоречивых суждений и вопросов к Иисусу
(«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи
постимся много, а Твои ученики не постятся?» — Мф. 9:14; Мк. 2:18; Лк. 5:33).
Христос, отвечая на вопросы учеников Иоанна Крестителя и фарисеев, не говорит,
что Его ученики отвергают пост, и что пост им не нужен. Он говорит о том, что
время их поста впереди, когда возникнет для этого веская и безвременная
причина. Христос не отрицает поста, а утверждает, что пост в жизни Его учеников
будет обязательно, но после определённых событий в будущем.
Иисус, пророчествуя о своей
смерти, отвечает ученикам Иоанновым: «могут ли печалиться сыны чертога
брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и
тогда будут поститься» (Мф. 9:15; Мк. 2:19-20; Лк. 5:34-35). Пост, вообще – то,
выражает желание приблизиться к Богу, отказавшись от жизненно важных вопросов и
потребностей. При Иисусе Христе пост учеников терял всякий смысл, потому что
Сам Господь был с ними, но когда он ушёл на Голгофу, пост обрёл новое значение
и прежнюю силу. Пророчества Христа о женихе, который уйдёт, и в результате его
дружки, начнут поститься, сбылось. Христа не стало, и пост стал необходим,
потому что не было больше Того, Кто каждый день решал все жизненно важные
вопросы, Кто всю ответственность брал на себя, Кто направлял каждый шаг
учеников в правильном направлении. В такой ситуации пост стал жизненно
необходим, чтобы обновить отношения с Богом (Деян. 2).
Для первых христиан, пост был не
только привычным делом, но и обязательным условием перед принятием важных
решений. Показателен в этом отношении пример призвания Варнавы и Павла на
миссионерское служение среди язычников: «Когда они служили Господу и постились,
Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал
их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их»
(Деян. 13:1-3). Павел учит, что пост помогает порабощать тело, чтобы успешно
благовествовать и участвовать в спасении людей, и в тоже время самому
оставаться в чистоте: «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя
другим, самому не остаться недостойным» (2Кор. 9:27).
Пост меняет человека, и его
отношение к Господу и людям меняется. Без изменения человека, его внутренней
сути и поведения, пост и молитва становятся напрасными: «Просите, и не
получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших
вожделений» (Иак. 4:3). Имея свободу во Христе, Павел свидетельствует о своей
жизни и месте и роли страданий в ней, и упоминает пост, как неотъемлемую
составляющую его жизни: «под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в
бдениях, в постах» (2Кор. 6:5); «в труде и в изнурении, часто в бдении, в
голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор. 11:27).
Пост и молитва являются служением
пред Богом все 24 часа в сутки, и могут быть назначены для любой благородной и
праведной цели. Они не упоминаются раздельно. Поэтому лечебное голодание, или
совмещение поста с ним, ничего не имеют общего с тем постом, которому учит
Христос и апостолы: «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от
храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37); «Корнилий сказал:
четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем
доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде» (Деян. 10:30).
Пост являлся неотъемлемой частью
посвящения верующих на служение Богу: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой
церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали»
(Деян. 14:23). Пост совершался во всех критических ситуациях. Он укрепляет веру
человека, как он укрепил пассажиров тонущего корабля, когда на нём Павла везли
в Рим: «Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что
и пост уже прошел, то Павел советовал» (Деян. 27:9), «Перед наступлением дня
Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы,
в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего (Деян. 27:33).
Поэтому пост для современных
христиан стал неотъемлемой частью их жизни и служения Богу, как и пост для
иудеев. Но в отличие от них, христиане более глубоко стали понимать значение
поста, и его суть, и правильно использовать для проповеди Евангелия. Павел даже
даёт рекомендации, как его проводить людям состоящим в браке, и советует, чтобы
во время поста, они воздерживались друг от друга: «Не уклоняйтесь друг от
друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом]
опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. 6 Впрочем
это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1Кор. 7:5-6).
Рекомендация апостола Павла о том, что пост и молитва нуждаются в постоянной
практике (упражнении), в которой мы должны стремиться возрастать, насущны и
сейчас для каждого христианина (1Кор. 7:5,9:23-27).
Пост есть концентрация на Боге.
Когда всё в человеке направленно на познание Господа. Именно, когда Христос,
Корнилий и Пётр были в посте, и хотели есть, им открывался духовный мир: диавол
атаковал Христа, чтобы искусить Его (Мф. 4:3; Мк. 1:13; Лк. 4:2), и Бог давал
чрезвычайные откровения Корнилию и Петру для проповеди Евангелия язычникам
(Деян. 10:1-16,30). Поэтому пост является явным и могущественным оружием
человека, против духов злобы. Да, мы сыны Божии и свободны, свободны от многого,
но не от любви к Богу.
Пост – это наше выражение любви к
Господу, когда мы явно на деле показываем, на что мы готовы пойти для Него ради
нашей с Ним близости, чтобы услышать и поспешить исполнить Его волю.
Александр Сахаров,
Епископ Краснодарской краевой
Епархии Евангельских Христиан,
пастор церкви «Благовест», г.
Крымск
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.