пятница, 11 октября 2019 г.

Природа Царства Небесного (Урок 141)


Поднявшись на высоту и созерцая масштабы Божьего творения, по-другому оцениваешь детали и частные вопросы. Давайте посмотрим на учение Христа, известное как Нагорная проповедь, с перспективы мессианского служения Иисуса, то есть, не отдельные ее части или срезы по темам, и даже не всю проповедь как фрагмент Его жизни и учения, а с вершины великого предназначения Христа и Его дела на земле.

«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23).
«С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17).

·                     Каков историко-культурный контекст Нагорной проповеди?
Израильский народ столетия жил в учении и практиках Моисеева закона. Этот закон имел много четко прописанных причинно-следственных связей: за какие проступки какие следуют наказания или какие жертвы нужно принести и когда, чтобы очиститься от греха. Для как бы большего понимания заповедей религиозные лидеры за долгие годы создали сложную нагроможденную систему «правило на правило». Все это держало человека в напряжении, его статус в народе и перед Богом формировался через наличие или отсутствие определенных дел. Вся религиозная жизнь была связана с видимыми измеримыми вещами, с буквой закона или с человеческими постановлениями, которые не всегда соответствовали Писанию. Иногда эти правила хитро обходили Божественные принципы, которые казались тягостными для того, чтобы их придерживаться. И они не помогали людям измениться, достичь такого духовного уровня и такой святости, чтобы угодить Богу. Проблема греховности человека не решалась. Таким образом, из поколения в поколение формировалось мышление внешних форм и дел в ущерб внутреннему содержанию и цели заповедей и наставлений от Бога: «Ибо вы, оставив заповедь, держитесь предания человеческого... хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божью, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы же говорите: кто скажет отцу или матери: «корван» (то есть «дар Богу») то, чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божье преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное» (Мк. 7:8-13). Но Иисус после крещения и искушения в пустыне вышел с проповедью Евангелия Царства. Оно радикально отличалось в некоторых позициях от понимания, которое уже было укоренено в народе. Мир находился под судом Божьим, он нуждался в Евангелии, поэтому и пришел Христос.

·  К кому была обращена проповедь Иисуса Христа и что она несла?
Христос говорил ученикам, но так, чтобы Его слышали множество людей. Они не были неверующими в нашем понимании этого слова. Это были евреи, которые знали Писание и ходили в храм и синагогу, народ, который ждал Мессию и к которому послан был Иисус: «Я послан только к погибшем овцам дома Израилева» (Мф.15:24). И они «дивились учению Его» (Мф.7:28).
Иисус проповедовал принципы и природу Царства Небесного, радостную весть о любви и милости Божьей, о свободе от внешних вещей и призывал сосредоточиться на сути внутренней жизни с Богом. В Нагорной проповеди Господь говорил о том, что Он ждет от Своих последователей: какими нам следует быть и что нам следует делать. Эта проповедь – представление «христианской контр-культуры». Она предельно ясно отражает Его намерение и четко определяет Его вызов современному миру («...а Я говорю»).

·      Чего недостает сегодняшнему христианству в контексте того вызова, который сделал Христос в Нагорной проповеди?
Если наше поколение ищет истинных вещей смысла жизни, мира, любви, Божьей реальности, – то оно ищет их не там, не в церкви. К сожалению, часто люди видят в ней не христианскую контркультуру, а конформизм (приспособленчество), не новое общество, воплощающее их идеалы, а просто иной образ старого общества, отвергнутого ими. Они не видят настоящую жизнь, а видят приукрашенную смерть. Жизнь христиан иногда подтверждает сегодня то, что сказал Иисус о церкви первого века: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Отк. 3:1).
Историческая цель Бога – призвать народ для Себя, чтобы принадлежать Ему и слушаться Его, который будет не таким, какими являются люди этого мира. Бог ожидает от Своего народа особой жизни:«Вы мои, Я вас спасаю по благодати, Я освобождаю вас от вины и наказания. Но готовы ли вы жить по принципам Небесного Царства? Готовы положиться на Меня, на Творца вселенной, на Мою святость и любовь? Выбирайте. Доказательством и демонстрацией того, что вы Мои люди, будет ваша радикально измененная жизнь».
Важным или ключевым текстом Нагорной проповеди является стих: «не уподобляйтесь им» (Мф. 6:8). Именно эта тема и разрабатывается в Нагорной проповеди. Характер Божьих людей будет отличаться (заповеди блаженства) от идеала, которым восхищается мир. Они должны сиять, подобно свету среди кромешной тьмы. Праведность их должна превзойти праведность книжников и фарисеев и в этическом плане, и в плане набожности, ибо любовь их должна быть больше, а стремления благороднее по сравнению с соседями–язычниками. В Нагорной проповеди постоянно подчеркивается различие между христианскими и нехристианскими нормами. Эта тема пронизывает и объединяет всю проповедь. Иногда Иисус противопоставляет Своих последователей язычникам: язычники любят и приветствуют только друзей, христиане же должны любить и своих врагов (Мф. 5:44–47); язычники молятся, по обычаю, «многословно», христиане же должны молиться в смиренном почтении детей перед своим Отцом Небесным (Мф.6:7–13); язычники заняты своими материальными нуждами, христиане же должны искать прежде Царства Божьего и правды Его (Мф.6:32–33). Иисус противопоставляет учеников Своих не только язычникам, но и иудеям, то есть народу не безбожному, но, напротив, религиозному, в особенности же книжникам и фарисеям, которые предпочитали христианской морали этическую казуистику (Мф.5:21–48), а христианскому благочестию – лицемерную набожность (Мф.6:1–18).
Итак, последователи Иисуса должны быть иными и отличаться как от номинальной церкви, так и от внецерковного мира, как от религиозных, так и от нерелигиозных людей. Нагорная проповедь является наиболее полным новозаветным описанием христианской контр-культуры. Здесь показаны и христианская система ценностей, и этический образец, и набожность, отношение к деньгам, цель, жизненный стиль и система взаимоотношений – и все это полностью отличается от нехристианского мира.
Нагорную проповедь нужно не просто изучать, а необходимо практиковать, – так Господь завершает ее притчей, показывающей великую разницу между слышанием Слова и исполнением.

Применение
·  Готов ли ты сделать Нагорную проповедь своей памяткой для практической жизни каждый день?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.