пятница, 30 августа 2019 г.

Контекст (Урок № 136)


Контекст (лат. «contextus» – соединение, связь) – законченный отрывок письма (текста) или устной речи, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений и т. п.
 Мы осознаем, как важно знать контекст того или иного послания, чтобы разбираться в деталях, и наверняка сталкивались с ситуацией, когда, не понимая главной идеи, приходили к неожиданному, возможно странному результату, рассматривая лишь отдельные фрагменты текста. Когда перед нами завершенная в смысловом отношении часть письма, и мы знаем его идею, то нам легче избежать ошибок, связанных с пониманием отдельных составляющих этого послания. Таким образом нужно и изучать Писание. Оно есть письмо, написанное Богом человечеству через Своих пророков и является законченным произведением, а значит содержит в себе определенный главный смысл. Зная его, нам нетрудно будет избежать смущения, связанные со сложностью некоторых текстов Библии, сомнения по поводу достоверности Писания из-за различий в переводе, или разночтений в плане толкований отдельных мест и т. д.

Применение
·    Расскажи о сути Божьего письма людям. Думаешь ли ты о противоречии в Божьих словах и делах, когда читаешь некоторые «неудобные» места в Библии? Или ты понимаешь, исходя из контекста всего Послания, что ты чего-то пока не знаешь или не можешь объяснить?
Если Бог нас настолько любит, что отдал в жертву за наше искупление Своего единственного Сына (это истина), если мы знаем, что Его мысли – не наши мысли, что мы сильно ограничены в своем мышлении и понимании действий Бога (это тоже истина), то не странно ли останавливаться в познании Его только потому, что мы не поняли с первого раза (или с десятого), что значит:
– призыв Христа есть Его плоть и пить Его кровь;
– слова Христа, сравнивающие язычницу, у которой при смерти дочь, с псом;
– проведенная Иисусом параллель между Своим распятием и вознесенным на шест медным змеем в пустыне;
– приказание Бога уничтожить людей в некоторых историях Ветхого Завета и т.д.?
·      Переживал ли ты когда-нибудь сомнения в вопросе точности передачи Небесного послания людям, сталкиваясь с разными переводами одного и того же текста Писании?
 Есть истина, которая остается неизменной. Она является основой нашего спасения и роста во Христе. Искажение истины – результат действия лжеучения. Если перевод хоть как-то умаляет истину, то это уже ересь. Во всем остальном, что касается разных переводов, действует принцип: мы знаем и держимся за контекст Библии и, если другое прочтение не противоречит главному смыслу, то оно может обогатить наше понимание Слова.
 Например: Ин.7:38 «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки живой воды» (Синодальный перевод) и дающий дополнительный важный оттенок немецкий перевод этого же текста: «Кто верует в Меня так, как сказано в Писании, у того из чрева потекут реки живой воды».
·      Стоит ли перед нами задача, читая Писание, в любом тексте стремиться понять только тот единственный смысл, который заложил в него автор?
 Если мы рассматриваем человеческое участие в написании Библии, то это нужно делать, учитывая совокупность многих факторов, сопровождающих работу автора (среда, историческая обстановка, состояние, адресат и пр.), чтобы лучше понимать, что есть главное, и что второстепенное. Но важно всегда помнить, кто является Автором Книги жизни. Ни один из пророков, водимый Духом Святым, не знал, что его книга или письмо попадет в канон и станет частью Библии, и не все они в точности понимали все то, о чем писали. Без веры в авторство Бога Библия становится обычной книгой с интересным содержанием, но с кучей противоречий. Однако Божье Письмо отличается от человеческого тем, что его невозможно понять без непосредственного участия Самого Автора – Духа Святого. Мы не можем ограничить Бога в Его способностях и желании оживить Свое Слово так, как Он этого хочет. Один и тот же текст может открыться по-разному, чтобы состоялся диалог Бога с человеком, ищущим Его через Слово, где Ведущий непременно учитывает нужду ведомого в данный конкретный момент времени. Во всем этом нельзя забывать, что истина (как основа веры) неприкасаема и импровизация по отношению к ней недопустима!
·   Хочет ли Бог, чтобы мы оставались в роли доверчивых слушателей той информации, которая звучит с кафедры?
 Если мы думаем через Писания иметь жизнь вечную, то должны заниматься его исследованием. Оно свидетельствует нам о Христе, познание Которого и приводит нас к спасению (Ин. 5:39). Церковь медленно движется за Богом не потому, что не хватает сильных проповедей, а по причине того, что мало людей занимается исследованием Слова, которое услышали на воскресном служении или прочитали в уроке. Исследование приводит к откровениям, а откровения – к духовному росту: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). С другой стороны, наш труд, направленный на понимание Божьего Слова, должен быть мотивирован желанием творить волю Его (Ин. 7:17). Если нет намерений покориться Богу в своей жизни, то не будет и нужды приложить сердце к воскресной проповеди.
·      Как определить законченность текста, чтобы понять его контекст?
 Не всегда это легко сделать, как например в Мф. 7:1-12, где обычно замечается три разных отрывка, каждый со своим смыслом: 1-5; 6; 7-12. И такой взгляд имеет место быть. Мы и здесь можем усвоить важные принципы Царства Божьего. Бог может проговорить к нам и одной фразой, законченной в смысловом отношении, чтобы мы, вооружившись истиной, решили свою особую проблему, как например стих 6. Но можно получить откровение и другого порядка, соединив все эти 12 стихов в одну мысль: Не осуждай брата, ведь он твоя святыня и твой жемчуг. Так поступая, ты отдаешь его дьяволу, который растерзает и тебя по этой причине. И не думай, что нет выхода, когда ты видишь его проблему (сучок в глазе) и, сделав несколько жалких попыток изменить ситуацию, решаешь вынести приговор по отношению к нему. Ты не просил, как должно, не искал и не стучался так, чтобы голос твой был услышан на высоте. Я – твой Отец, который готов помочь тебе. Ты хотел бы, чтобы за тебя стояли в проломе до конца, если упадешь. Чтобы готовы были все сделать, чтобы тебя поднять, чтобы любили тебя, не взирая ни на что? Если «да», то поступай так же!

Применение
·       Поделись, как Бог говорит с тобой через Писание. Ответь на этот вопрос в свете рассмотренных выше рассуждений.
·   Прочитайте на группе любой отрывок Писания и попробуйте определить, где начинается и заканчивается мысль автора и в чем главная суть этого фрагмента.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.